mariel_98 - VERA - NIKA (mariel_98) wrote,
mariel_98 - VERA - NIKA
mariel_98

Categories:
Анисимова Александра Петровна
Фото - Анисимова Александра Петровна

Дата и место рождения : 2.9.1891 г., с. Бездна Спасского уезда
Казанской губернии
Дата смерти : 6.6.1969 г.

- прозаик, поэт, собиратель пензенского фольклора, член Союза
писателей СССР

Биография

Отец будущей писательницы Пётр Максимович Еремеев, получив образование, завёл семью и был направлен на агрономическую практику в село Бездна Спасского уезда Казанской губернии (сейчас это село Антоновка в Татарстане, на границе со Старомайнским районом Ульяновской области).

Здесь и родилась 2 сентября (14-го по новому стилю) 1891 года его дочка Сашенька.

Село было знаменито тем, что в 1861 году местный грамотный крестьянин Антон Петров по-своему истолковал положение об освобождении крестьян от крепостного права и стал организатором массовых волнений, закончившихся расстрелом нескольких десятков бунтовщиков царскими войсками.

В младенческом возрасте она переехала с семьёй в Симбирскую губернию, в село Новая Ерыкла в 30 верстах от Тереньги.
Сюда пригласил её отца в 1892 году местный помещик,
предложивший ему заняться восстановлением своей усадьбы.
Здесь и прошло детство Александры Еремеевой.

Любознательная девочка училась в местной школе, помогала родителям
вести хозяйство, не чураясь крестьянской работы. Ей интересны были,
как вспоминала потом, «народные рассказы о жизни, увлекательные сказки, красивые протяжные песни».

С раннего детства знала Саша Еремеева стихи любимых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Кольцова. В своих воспоминаниях она пишет, как в помещичьей усадьбе «впервые в жизни увидела большие от пола до потолка зеркала, мягкие диваны и стулья, покрытые чехлами, на стенах старинные портреты прежних баринов и барынь». А однажды отец подвёл её к высокой тумбочке, где на бархате лежало белое, как из мела, человеческое лицо с закрытыми глазами.

Он объяснил дочери, что это посмертная маска Пушкина, таких в России только три, и это самое дорогое из всего, что есть в этом доме…
Когда ей было 14 лет, отец устроился на работу в соседнее село Зеленец. Получал там хорошие по тем временам деньги – тысячу рублей в месяц.
А способная девушка продолжила образование в Симбирске, в Мариинской женской гимназии, которая располагалась в центре города и славилась
на всё Поволжье. В 1910 году Александра Петровна Еремеева стала дипломированной учительницей. Год была на практике, а в сентябре 1911-го приняла первый класс в школе большого симбирского села Загоскино в том же Сенгилеевском уезде.

Познакомилась с учителем из другого села М.Анисимовым,
и в начале 1913 года вышла за него замуж.
Но семейная жизнь счастья не принесла.
В 1915-ом заболели и умерли двое их маленьких детей.
Александра Петровна слегла, ей становилось всё хуже, изводили
и постоянные ссоры с мужем.

Осенью 1916 года, когда родился сын, они уже были в разводе.

А в 1918-ом А.Анисимова (фамилию от первого брака она оставила)
вновь вышла замуж – за токаря В.Алеева, которого вскоре записали
в Красную армию и отправили на Восточный фронт. У Александры Петровны родилась дочь, и она уехала в посёлок Промзино
(в 1931 году его переименуют в Сурское), где жили родители мужа.

В конце 1920 года он вернулся с Гражданской войны и занялся крестьянским хозяйством. Александра Петровна в то время работала библиотекарем,
а затем школьным и дошкольным инструктором Симбирского уездного отдела народного образования.

В 1924 году ей предложили журналистскую работу, к которой у неё проявились склонности: была репортёром областной газеты «Пролетарский путь»,
затем перешла в крестьянскую «Красную жатву». Работала в Ульяновске .
Тогда уже, бывая в творческих командировках в деревнях и сёлах, хотелось ей записывать народные песни и частушки, пословицы и поговорки.

С 1935 года жизнь А. Анисимовой неразрывно связана с Пензенской областью. «Любовь к Родине, к сельским людям с их песнями, сказками, прибаутками и припевками потянули писательницу из города в деревню, и она переехала в Каменку, где стала работать в районной газете», – рассказывает библиограф Пензенской областной библиотеки имени Лермонтова Л. Семёнова.

Потом была ещё одна районка – в посёлке Башмаково. А в 1938-ом
Анисимова перебралась в село Поим Белинского района, недалеко от лермонтовской усадьбы Тарханы, где трудилась в газете
“Сталинское знамя” и начала собирать лучшие образцы местного фольклора

Александра Петровна прожила в Поиме около 15 лет. Здесь она сделала
первые шаги в литературе и вскоре стала известной на всю Россию писательницей. В поимский период жизни было издано 26 её книг.
Жила в домике-двуглазке с берёзкой в палисаднике.
– откуда что бралось, и как успевала я работать в редакции дотемна,
«Как будто клад нашла я в той избушке, – вспоминала Александра Петровна
позже об этом периоде: ходить по воду за полкилометра, готовить еду,
стирать, шить, дрова пилить и колоть, а ко всему этому ещё писать.
Когда я бралась за перо, я забывала обо всём на свете,
и мне открывался иной мир… Пишу что само просится и не даёт мне покоя».

Она прислушивалась к местным песням и припевкам, любовь к которым сохранила с детства. Постепенно стали складываться и свои стихи, песни, при­певки, некоторые из них вошли в репертуар хора им. Пятницкого, Русского народного хора северной песни и других.

Особое место в творчестве писательницы занимают сказки, они принесли автору наибольшую известность, неоднократно переизда­вались.

Александра Петровна была в числе тех пензенских литераторов, которые стояли у истоков областной писательской организации, она по праву считалась наставником молодых талантов, многих сподвигла на вступление в Союз, на издание своих книг, внимательно следила за ростом их творческого мастерства и радовалась вместе с учениками их успехам на литературном поприще. За такую заботу о юных дарованиях Александра Петровна получила шутливое, но весьма справедливое прозвище «Бабушка пензенских писателей»…

Образование

Окончила женскую гимназию в Симбирске
Творчество
Первую книгу "Песни про войну " выпустило в 1943 г.
Пензенское издательство.

Второй сборник – «Песни и сказки» был издан уже в Москве сквозь два года затем войны. Имя поэтессы становится известным за пределами области,
песни на ее вирши звучат по Всесоюзному радио.

Особое местоположение в творчестве А.П. Анисимовой занимают мудрые и поэтичные сказки. Лучшие из них – «Птица-радость»,
«Про деда Водяного», «Три Аннушки» - переведены на германский язык,
а «Заколдованная липа» - на румынский и сербо-хорватский языки.
Вобрав в себя замечательные традиции русского фольклора,
эти сказки были в то же время по-настоящему современны.
Талант А.П. Анисимовой ценили С.Я. Маршак и И.Г. Эренбург

Александра Петровна сама собирала народные сказки, песни,
пословицы и поговорки и сумела увлечь этим делом десятки своих добровольных помощников. Так родились «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области», «Народное красное слово»,
вошедшие бесценным вкладом в сокровищницу устного творчества
народов нашей страны.

В последние годы жизни Александра Петровна закончила автобиографическую повесть «Голубое перо», подготовила к переизданию роман в стихах «Фрося». Немало сил отдала она и поэтическому переложению «Слова о полку Игореве»
и «Задонщины». Эти переводы, по мнению ученых, шибко близки к оригиналу великих произведений.

http://penzadays.ru/person.php?id=343

Источники
samaralit.ru

* * *

Что за прелесть эти сказки!

Александра Петровна Анисимова - журналист, прозаик, поэт, собиратель фольклора, член СП СССР родилась 2 сентября 1891 г. в Казанской губернии
в семье сельских интеллигентов. Они смогли дать дочери не только классическое гимназическое образование, но и привили ей любовь к образному народному слову.

Анисимова успела попробовать свои силы на учительском поприще и в библиотечном деле, но свое призвание нашла в журналистике, в ульяновской газете «Пролетарский путь». В середине тридцатых годов перебралась в Пензу, а в 1938 г. в Поим, где прожила до 1952 г., Здесь из районного репортера выросла в известную писательницу, поэтессу, фольклориста, сказочницу, произведения которой читали во многих уголках России и за ее пределами.

На ее творчество, несомненно, оказало влияние природное и историческое очарование этих мест, сама здешняя атмосфера. Ведь недалеко от Поима раскинулось лермонтовское имение Тарханы. Здесь «с отрадой многим незнакомой» поэт до полночи готов был наблюдать народную жизнь и смотреть: «На пляску с гиканьем и свистом / Под говор пьяных мужичков» …В соседнем Чембаре (ныне Белинский) прошли юные годы неистового Виссариона Белинского, Чуть дальше, на берегу реки Вороны стояли ветхие домики деревеньки Чернышево, принадлежавшей Чернышевским.

Сам Поим с давних пор славился своими ремеслами и мастеровыми – занимавшимися кожевенным промыслом, производством валяной и кожаной обуви, каната, кошмы, веревки, бочек и кадушек, поставлявшими товар на крупнейшие российские ярмарки. Здесь жили староверы, основавшие оплот раскольников в Поволжье. Они были грамотные, хранили в семьях старинные рукописные книги, славились своим трудолюбием, честностью, верностью данному слову. Из их рядов вышли многие успешные российские предприниматели-основатели известных купеческих династий.

Среди русских сел здесь были мордовские и татарские. На этом перекрестке традиций, вер и обрядов рождался и своеобразный фольклор. Его богатство и самобытность отразились в “говорящей” топонимике края: Горелый Гай, Волчий Враг, Самодуриха, Лягушиха, Милорайка, Загибалиха и т.д.

Поим известен был и своими “забавами”: кулачными боями и стравливанием собак. В базарные дни подвыпившие поимцы вызывали друг друга “по любви” подраться на кулачки. А в святки, на крещенье, на Новый год, и особенно на масляной неделе, на базарной площади происходили кулачные бои “стенка на стенку”. Кулачные бойцы в кровь разбивали друг другу лица, наколачивали бока, наносили увечья. После боев немало было работы и заработка у местных знахарей и костоправов. Любители травли собак были в основном купцы-кожевники, державшие злых и сильных цепных псов. Стравливание обычно устраивали на выезде из села или на речке, на первом льду.

Жемчужиной творчества Анисимовой стали ее сказки. Многие из них – предания глубокой старины, где звучат и русские, и мордовские, и татарские напевы она записала буквально из уст их последних исполнителей, сохранив для грядущих поколений

Поимский период работы Анисимовой - это 26 книг разнообразных жанров: песни, стихи, сказки, фольклор, повести, очерки. Многие из произведений кладезь народной мудрости, меткого образного слова, нравственных основ человеческого бытия…

После поимской газеты Александра Петровна работала в Пензе в альманахе «Земля Родная». Много времени уделяла работе с подрастающей сменой литераторов. Скончалась она 6 июня 1969 г., похоронена в Пензе.

В Поиме, где она состоялась, как писатель и прожила полтора десятка лет, открыт ее мемориальный музей.

Бумага, как известно, не принадлежит к числу долговечных материалов. Многие из изданных произведений Анисимовой осели в домашних и публичных библиотеках, стали библиографической редкостью. Поэтому самой высокой признательности и благодарности заслуживает работа бессменных руководителей и энтузиастов Поимского историко-архитектурного музея Александры Самойленко и Татьяны Найденовой, начавших в прошлом году перевод работ Анисимовй на электронные носители. С их любезного разрешения мы публикуем сегодня некоторые произведения Александры Анисимовой.

http://moloko.ruspole.info/node/2037

Юрий ЦИНГОВАТОВ



БАБУШКИНЫ ЯНТАРИ
Сказка : http://e-libra.ru/read/222380-babushkiny-yantari.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments