mariel_98 (mariel_98) wrote,
mariel_98
mariel_98

Балет Анна Каренина

Музыкальный Театр Станиславского и Немировича-Данченко представил бесспорно самую долгожданную премьеру сезона - балет "Анна Каренина" по роману Льва Толстого в постановке Кристиана Шпука, худрука Цюрихского балета.


К слову, сам балет один из интереснейших современных хореографов создал
еще в 2014 году, но на суд российской публики выставил только сейчас.
И не разочаровал.


Шпук не ставил перед собой задачи дословно пересказать великое произведение Толстого. Он принципиально не хотел показать только "любовный треугольник". Его двухчасовой балет - словно вдох и выдох, в которых, тем не менее, уместилась целая эпоха царской России и личная трагедия одной женщины.


"В случае с "Анной Карениной" я искал русскую музыку и прослушал полное собрание сочинений Сергея Рахманинова. Меня привлекают одновременное очарование и своеобразная тяжесть в его музыке. В ней чувствуется то, что так часто называют "русским духом". Правда, я быстро заметил, что музыка Рахманинова требует сильного контраста. Контраст я нашел у Витольда Лютославского…", - рассказал Шпук о музыкальном сопровождении балета. Партитура также включила музыку Сулхана Цинцадзе и Иосифа Барданашвили.

В основу своей постановки Шпук положил несколько сюжетных линий романа: Анны, Каренина и Вронского, Долли и Стивы, Китти и Левина.

На сцене полный минимализм - основной акцент делается на артистов. Вот перрон вокзала, а вот он за секунды превратился в трибуну на ипподроме, еще мгновение - и это уже побережье Италии, где Анна и Вронский наслаждаются обществом друг друга. Но вдруг Анна вспоминает о сыне, и пирс становится столом, за которым маленький Сережа играет в железную дорогу.

Еще одна находка в постановке Шпука - кадры старой кинохроники вперемежку с танцами кордебалета и па-де-де солистов.


Танцоры-крестьяне без рубашек, косящие луга в поместье Левина, и велосипед, на котором Китти и Левин появляются перед гостями в день свадьбы… Благородный и скупой на эмоции Каренин. Любвеобильный Стива, постоянно маячащий на сцене в обществе женщин, и несчастная Долли, как тень, следующая за ним. Как тут не вспомнить Толстовскую истину: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Аскетизм декораций дополняют точные по стилю эпохи костюмы, над которыми работала постоянный соавтор Шпука Эмма Райотт. В костюмах мы чувствуем и дождливый Петербург и видим пышный бал. Мы узнаем мужские "тройки", офицерские мундиры, женственные платья с корсажами и юбками из кринолина, шелест которых гармонично вписывается в музыку балета. Первое появление Анны на светском балу - черное бархатное платье, бриллианты на шее - эта женщина изначально непохожа на всех эфемерных светских дам. Те самые детали, которые незаметно для зрителя заставляют чувствовать весь драматизм ситуации и напряжение отдельного момента.




Затем она появляется уже в алом атласном платье на приеме у княгини Бетси - одежда как символ зарождающейся страсти. Нежное касание Вронским спины Карениной, широкий шаг, глубокое плие, смелые взгляды, и вот они уже одни на пустой сцене - в порыве, на полу, без смущения.


В балете Шпука нет технически сложных прыжков, которые так любимы российскими зрителями. Здесь нет того самого интригующего конца - все прекрасно знакомы с содержанием романа Толстого. Не найти в "Анне Карениной" и философии писателя. Однако он вряд ли оставит кого-то равнодушным. Европейский взгляд на русскую реальность - это всегда интересно.


"Эта книга не только о браке и морали, но прежде всего о взаимоотношениях личности и общества", - говорил о романе хореограф. В своем балете, во многом благодаря прекрасной актерской работе солистов театра Станиславского, он смог показать полное одиночество человека, не пожелавшего жить как все.
Метки: Тамара Боярченкова


https://my.mail.ru/community/serdya/6FCDF6E871316BA3.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments