Корнет Лермонтов был дерзок. Что поделать, такой нрав! Но великая княжна Мария Николаевна и сама была девушкой с характером. Выходки молодого поэта будоражили свет: он поставил в неловкое положение аристократку Екатерину Сушкову. Он публиковал обличительные стихи, задевая семью императора. Великая княжна Мария Николаевна имела и свои резоны быть недовольной поэтом. И её выпад был весьма элегантным.
Старшая дочь императора Николая I была признанной красавицей: изящная, голубоглазая, с тонкими чертами лица. Астольф де Кюстин писал о ней: «Полна грации и чистоты». А еще – любимица государя! Возможно, из-за сходства характеров? Все отмечали, что Мария чрезвычайно похожа на отца. А голландский полковник Ф.Гагерн говорил так: «Обладает многими дарованиями… равно как и желанием повелевать».
В петербургском свете в середине 30-х Мария Николаевна блистала с яркостью путеводной звезды. Восхищение было всеобщим и безоговорочным. Корнет лейб-гвардии гусарского полка, Михаил Лермонтов, в то же время разбивал женские сердца: сначала увлёк Екатерину Сушкову (близкую родственницу князей Долгоруковых), затем холодно признался, что никогда её не любил. У девушки расстроился брак…
Ему нравилось эпатировать общество. Слыть этаким демоном. Вызывать разговоры, шумиху, неоднозначные суждения. Говорили, что он подражает Байрону, и в этом есть доля правды. В 1837 году о Лермонтове заговорил весь Петербург: появилось его стихотворение, посвященное смерти Александра Пушкина. И это уже были не шутки. Строфы звучали разгромно, обличительно, за чем последовал арест и судебное разбирательство. Даже хлопоты бабушки, имевшей значительные связи в обществе, не спасли Лермонтова от изгнания.
Но он вернулся, и довольно скоро. Великая княжна Мария Николаевна к тому времени вышла замуж по любви – за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, сына принца Евгения де Богарнэ. Семья русского императора, таким образом, породнилась с семьей Наполеона Бонапарта. Вот удивительно! Ведь тридцатью годами ранее Романовы дважды отказывали Наполеону – он сватался поочерёдно к сёстрам Николая I…
У Лермонтова же появилось новое увлечение – княгиня Щербатова. За дамой одновременно ухаживал французский посол Эрнест Барант. Впрочем, поэт обращал внимание не только на княгиню. Его внимание привлекла прелестная Софья Виельгорская. Девушка была помолвлена с писателем Владимиром Соллогубом, что нисколько не смущало Лермонтова. Он настойчиво выказывал ей знаки внимания, а ведь Соллогуб был его хорошим приятелем! История грозила повториться, в точности, как с Сушковой.
Софья была не просто знатной девушкой. Она и две её сестры дружили с… великой княжной Марией Николаевной. Впоследствии стали фрейлинами императрицы. Разумеется, Мария Николаевна была наслышана о проделках Лермонтова! И они ей категорически не нравились. Союз Софьи с Соллогубом был делом решенным, сам император должен был выступить посаженым отцом на этой свадьбе. А тут поэт… Да такой, что не особенно чтит Двор и государя-императора.
Вскоре в Дворянском собрании устраивали маскарад. Это был идеальный момент для того, чтобы объясниться. Две дамы в домино – розовом и голубом – приблизились к Лермонтову и обменялись несколькими фразами. Вероятно, прозвучала прямая просьба «вести себя потише», но она возымела обратный эффект. К удивлению гостей, поэт не откланялся. Наоборот, он решил продолжить беседу, сопровождая её колкостями. Он пошёл за дамами, хотя они дали понять, что разговор окончен!
Под масками скрывались императрица Александра Фёдоровна и великая княжна Мария Николаевна. Беседа обескуражила обеих. Тот, к кому они обращались, дал понять, что не планирует менять поведения. А выходка корнета была и вовсе возмутительной. Он не мог их не узнать: даже на костюмированном балу особы императорского дома выделялись. Более того, в чём появится императрица или одна из её дочерей - обычно - передавали придворным. Чтобы не допустить конфуза. Ведь однажды Жорж Дантес обратился к супруге Николая I "милашка"...
Мария Николаевна недаром считалась решительной молодой дамой. После маскарада она попросила Владимира Соллогуба написать повесть. Роман. Что угодно. Но только главный персонаж пусть будет незначительный дворянчик, офицер, который рвётся в высшее общество. И фамилия ему нужна такая... ну чтобы все всё поняли!
Так увидело свет произведение «Большой свет», и героя звали… Леонин. Соллогуб легко выполнил заказ великой княжны. То, что имелся в виду Лермонтов - об этом, и правда, догадались все. Представлен он был в неприглядном свете, как и хотела заказчица.
Но противостояние только началось. Лермонтов выпустил «Героя нашего времени», где одним из заметных действующих лиц является…княжна Мери. А ведь «Мери» (или "Мэри")- это было домашнее прозвище великой княжны! И еще в «Герое» есть такие любопытные строки: «Княжна меня решительно ненавидит…хочет проповедовать против меня». Не это ли указание на Марию Николаевну?
Впрочем, есть у этой истории альтернативная версия - что поэт пытался ухаживать за княжной, но понимания не нашёл. Лермонтову не понравилось презрение дамы, а той - неуместная настойчивость молодого человека. И их элегантное противостояние произошло как раз по этой причине.