Невероятные «живые» цветы из драгоценных камней Карла Фаберже. Кто вдохновил великого мастера?
Коллекционеры всего мира отдали бы добрую долю своих ювелирных экземпляров за шедевры Карла Фаберже – реалистичные цветы из драгоценных камней. Как вы, наверное, знаете, дорогие читатели, в Оружейной палате московского Кремля находится великолепный одуванчик, выполненный в мастерской Фаберже.
Еще около трех десятков «живых» каменных букетов разлетелись по миру они находятся в руках счастливчиков, частных коллекционеров, и в качестве музейных экспонатов разных стран.
Кажется, что до императорского ювелира никому и в голову не приходило создавать драгоценную флористику. Однако сам гений ювелирного искусства, оказывается, черпал идеи в прошлом.
Но прежде чем приоткрыть завесу тайны, кто же вдохновил знаменитого Фаберже, хочу рассмотреть и насладиться хотя бы одним из драгоценных изделий, неувядающих цветов. Кажется, что на фото, действительно, только что сорванное растение. Которое манит свежестью и удивительной красотой.
Впрочем, в реальности бутоны из каменьев создают точно такое же впечатление. Поразительно, но каждый цветок мастер поместил в стакан с водой, который настолько реалистичен, что не сомневаешься – это стеклянная посуда, в которую минуту назад налили воду. Однако все эти мельчайшие детали тоже сотворены из драгоценных материалов.
Тонкий стебель одуванчика создан из благородного золота. Изящный стакан – из прозрачного горного хрусталя. А первые нежнейшие бутоны ландышей, роз, фиалок и незабудок гений ювелирной красоты начал создавать еще в конце восемнадцатого столетия.
Кстати, в композиции «Одуванчик» ювелир использовал один секрет: это натуральные пушинки природного одуванчика, самого настоящего. Частицы пуха Фаберже закрепил на тычинках каменного цветка. Поистине, тончайшая и кропотливая работа! Когда впервые исследовали детали вещицы, в качестве экспертов пригласили исследователей-биологов.
Ученые подтвердили, что на концах серебряных тычинок закреплен настоящий пух. Возраст биологического материала соответствует именно тем годам, кода создавался шедевр. Поверх «пушистого» бутона искусно рассеяна россыпь миниатюрных бриллиантов. Когда лучи падают на мельчайшую бриллиантовую пыль, эффект создается просто потрясающий.
Как оказалось, подобную технику создания букетов из камня впервые придумали китайские ювелиры. Задолго до того, как европейские мастера взялись за реализацию необычной идеи. Так вот, когда в мастерскую Фаберже отправили поломанный китайский шедевр, веточки каменных орхидей, придворный ювелир императорской семьи пришел в полный восторг.
И решил, что должен непременно сотворить нечто подобное. Николай Второй одобрил творческие задумки Карла Фаберже. Тем более что лучше изящного букетика из натуральных каменьев подарка для супруги царь не представлял.
Когда Романовы отмечали десять лет со дня бракосочетания, государь Николай Александрович преподнес жене творение личного ювелира – несравненный букет «Анютины глазки». Перламутровые бутоны с сиреневой эмалью; серединки цветов из сверкающих бриллиантовых капель и резные листья из нефрита, - далеко не полная картина цветочной композиции.
Когда царица Александра Федоровна нажала на миниатюрную кнопку, сработал специальный механизм. Каменный бутон, словно по волшебству, раскрыл свои лепестки. И явил взору государыни маленькие портреты всех ее детей. Безусловно, государыня оценила роскошный подарок. Ну а Карл Густавович, как всегда, смог угодить венценосной чете. И порадовать
Романовых.