mariel_98 (mariel_98) wrote,
mariel_98
mariel_98

Categories:

Усадьбы и дачи в произведениях великих классиков .




ЗАГОРОДГНЫЙ  ДОМ   ИЛИ  УСАДЬБА , РАСПОЛОЖЕННАЯ  НЕДАЛЕКО  ОТ  ГОРОДА , —
ЭТО   НАСТОЯЩИЙ   РУССКИЙ   ФЕНОМЕН . ОПИСАНИЯ   ТАКИХ  ПОМЕСТИЙ  МЫ  ЧАСТО  ВСТРЕЧАЕМ
В   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ   КЛАССИЧЕСКОЙ   ЛИТЕРАТУРЕ  :   МНОГИЕ   ВАЖНЫЕ   СОБЫТИЯ   ПРОИСХОДЯТ
ИМЕННО   В    ДАЧНЫХ  ДЕКОРАЦИЯХ .   В  ТЕНИСТЫХ    АЛЛЕЯХ    ИЛИ    В    САДАХ  .

ЛЕВ     ТОЛСТОЙ  .


Одним из известных дачников был Лев Толстой. Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна, где он воспитывал
своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом,
где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина — одного из героев романа «Анна Каренина».

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом.
Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним
новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли
его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого
совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».



Лев Толстой, «Анна Каренина»

Для Лёвина усадьба — это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить
себе  и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России.
В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных — они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин,
которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее».

Иван Тургенев




Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали
пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями
дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». —
Прим. ред.) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»



Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом.
Однако писатель ощущал тревогу — словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях
появлялись описания ветшающих поместий — так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка,
на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений;
она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому
нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости,
о счастье,  которым когда-то обладал».


Антон Чехов



https://www.culture.ru/materials/209589/usadby-i-dachi-v-proizvedeniyakh-russkikh-klassikov

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы
человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова.
Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

«Так уж лучше это не в Харькове и не где-нибудь в Курске, а здесь, на лоне природы…
Поэтично, по крайней мере, даже очень красиво… Здесь есть лесничество, полуразрушенные
усадьбы во вкусе Тургенева…»


Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную
усадьбу в Мелихово. Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином
да темные парковые аллеи,
да  тёмные  парковые  аллеи , а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей,
а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.   

далее  по ссылке  :    https://www.culture.ru/materials/209589/usadby-i-dachi-v-proizvedeniyakh-russkikh-klassikov


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments