mariel_98 - VERA - NIKA (mariel_98) wrote,
mariel_98 - VERA - NIKA
mariel_98

Category:

Картины Васнецова В. М. :" Сирин и Алканост. Птица радости и птица печали. "

Сирин и Алконост - Виктор Михайлович Васнецов. 1896. Холст, масло. 133х250



Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.


Сирин и Алконост

живопись
поэзия
Автор:
Васнецов Виктор
Страна:
Россия
Век:
XIX
Сирин и Алконост – это мифические девы-птицы. В образах этих сказочных существ славянская мифология перекликается с древнегреческой. Птица-Сирин заставляет вспомнить о сиренах, завораживающих путешественников своими чарующими голосами. Алконост - тоже напоминает персонаж древнегреческого мифа о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Однако у славян птицы-девы воспринимаются в несколько ином смысле. На старинных лубках их изображения нередко сопровождаются словами о магической власти над человеческими душами. Кто окажется поблизости, тот от пения все в мире забывает, после чего «ум от него отходит и душа из тела выходит... Святых же она песнями утешает, многие блага им обещает».

Некоторые исследователи упоминают и славянскую легенду о сотворении мира. Среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья.

Согласно другим поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

На картине Васнецова Сирин и Алконост - два неразлучных символа, пара противоположностей.
Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола.

Живопись на уроках музыки

Картина Виктора Васнецова вдохновила Александра Блока на создание стихотворения
"Птицы радости и печали".

Вот оно:

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив...
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей...
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло...
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза...
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза...

Правда, Блок называет Сирином светлый образ, что противоречит славянским мифологическим традициям. Но некоторая путаница в именах не умаляет яркости поэтического прочтения картины.


Методический прием озвучивания живописи в данном случае имеет особенно крепкую основу. Ведь помимо графического, художественный образ подкреплен еще и поэтическим прочтением. Причем и картина, и стихотворение являются подлинными шедеврами искусства, созданными гениальными мастерами Серебрянного века.

Но самое важное - это ярко выраженный контраст, заложенный в самом сюжете картины. А значит, творческая задача естественным образом будет требовать использования контрастных средств музыкальной выразительности. Сочиняя вокальные мелодии - дети наверняка смогут противопоставить мажор и минор. Инструментальные композиции могут содержать регистровые, темповые, динамические контрасты. Интересным решением может оказаться создание вокально-инструментально-танцевальной композиции.

После того, как образы будут представлены по очереди (например, двумя группами детей), попробуйте решить более сложную творческую задачу. Ведь на полотне Васнецова обе сказочные птицы являются неразрывным целым. Предложите ребятам поимпровизировать парами - стараясь сохранять и контраст, и единство образов.

Прикрепленные файлы:
В.Васнецов. Сирин и алконост. (картина в хорошем разрешении). jpg (2.51 МБ)
Материалы п
Subscribe

  • ЖЖ 25: интересные факты обо мне и моем блоге

    1. ЖЖ появился в апреле 1999 года, в том году я…в это время заканчивала учёбу в вузе , устраивалась на работу . 2. В детстве я…

  • " Вечерний звон . "

    Дом пейзажа им. И.И. Левитана 10 Feb Любимые картины Исаака Левитана . Картина " Вечерний звон " , написанная Исааком Левитаном в 1892 году ,…

  • Прекрасна жизнь , какой бы не была . . .

    Войду я в лес , к берёзке прислонюсь. И трону лепестки лесной богини, Живительным озоном надышусь , И с облаков взгляну с небесной сини .…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments