mariel_98 (mariel_98) wrote,
mariel_98
mariel_98

Category:

Учебник поэта

Ритмы. Линейные структуры.

Ладушки, господа поэты и поэтессы, уж коли сообо у нас обучающий, и я проспорил, той, которой обещал поведать об альтернативных взглядах на стихосложение, то начнём. Для тех, кому не в нове – и повторить недурно!

Для начала усвоим одну простую вещь, не вдаваясь в дебри всеобъемлющих определений. Что такое стихи? Стихи - это искусственно ритмизованная речь. Этим они от обычной речи и отличаются - ритмизацией. Или, правильнее сказать: интонационной упорядоченностью. Как они возникли и развивались? Примерно так: первоначально это было ритмичное гуканье и гыканье во время плясок у костра, на котором жарятся шашлыки из свежеубитого мамонта. Затем, когда появились слова, гуканье уступило место словам, а с увеличением словарного состава языка - фразам, которые не отличались иной ритмизацией, кроме смысло-интонационного деления. Это, собственно говоря, и есть верлибр. Далее, с развитием словарного состава, появилась возможность составлять фразы более-менее одинаковые по продолжительности произнесения (изохронные отрезки речи). Так верлибр обрёл форму фразовика. Затем верлибр-фразовик обрёл равноударность - т.е. соизмеримость по количеству ударений в строке. И фразовик стал ударником - законченной тонической системой стихосложения. Дальнейшая гармонизация потребовала относительной соразмерности заполнения безударного пространства - ударник стал тактовиком и паузником (хотя, в наше время вы можете встретить иную трактовку: когда на два-три – это тактовик, когда на 1-2 – это паузник). Ну, и последний шаг ритмизации - точное заполнение безударных промежутков при соблюдении ударного равенства - привёл к образованию современной, силлабо-тонической (т.е. слого-ударной) системы стихосложения.

Как видите, движущей силой "генезиса поэзии" является ритм. Вот что говорит по этому поводу А. Белый:

"Ритм — след первичного звука на форме, отраженный стилистическим подбором разновидностей метрической строки, в результате которого каждое стихотворение, одинаковое в метре, неповторимая стилистическая композиция, которая и есть — искомый ритм; он — качественно-количественная тональность (просодия – РСв), не разложимая в метрических единицах: след динамического процесса на ракушке формы; поэт-исполнитель может следовать, или не следовать этому процессу; он — дан: раз навсегда; поэт умер, а интонация — вписана".

Что такое ритм? Опять же, не вдаваясь в полноту определений, ограничимся следующим: ритм - это процесс повторения сигнала через ощутимо равновеликие (или равномалые – РСв) интервалы времени.

Простейший ритм (ритм первого порядка – РСв) выглядит так:

1˄1˄1˄1˄1˄ и т.д. – т.е. сигнал-пауза-сигнал-пауза…

Такой ритм явно не блещет разнообразием. С интересующего нас аспекта, это повтор одного звука, слога, односложного слова. Как вы понимаете, на основе такого ритма мало что можно написать, хотя и возможно. Брахиколон, например:

Лоб —
Мел.
Бел
Гроб.
Спел
Поп.
Сноп
Стрел —
День
Свят!
Склеп
Слеп.
Тень —
В ад!

(В. Ходасевич)

Согласитесь, что это - не более чем интересный опыт, ибо слишком монотонно и малосодержательно. Попробуем немного структурировать этот ритм? Может получиться что-то вроде такого:

Ночь. Спит град.
Тих. Хмур. Сер.
Снег вдруг пал.
Стал град бел.
Блеск искр стал
Чист и свеж,
Твёрд, как сталь,
Хоть глаз режь.

(РСв)

Односложные слова, но есть одно отличие от первого варианта: здесь присутствуют паузы разной длительности - более короткие внутри строки и более длинные стиховые. Короткими паузами мы смело можем пренебречь, а ритм у нас приобрёл такую структуру:

111˄111˄111˄ и стал ритмом второго порядка – тримакром или молоссом.

Как ещё можно получить ритм второго порядка? Правильно: если сигналы наши станут различными - т.е. некоторые будут сильными, а некоторые слабыми. Тогда они составят двухдольную повторяющуюся группу. Например, вот так:

10-10-10-10
Буря мглою небо кроет
(А.С. Пушкин)

Как видите, это не что иное, как классический хорей. Другой вариант:

01-01-01
В стране советской есть
В. Маяковский)

Получился классический ямб. Попробуем составить трёхдольную структуру? Попробуем:

100-100-100-100-100-100
В жёлтой гостиной, из серого клёна, с обивкою шёлковой
(И. Северянин)

Чистый классический дактиль. Идём дальше, пробуем вот такую структуру:

010-010-010-010
Я рифмы рифмую и танцы танцую
(РСв)

Классический чистый амфибрахий. И последняя структура трёхдольника:

001-001-001-001-001
Если сердце большое, то это не трудно ничуть
(РСв)

Чистый классический анапест.

Вот мы и получили все классические размеры в ранге ритмов второго порядка. Можно ли на этом поставить точку? Можно. Но чувство ритма нам не позволит, и заставит предположить, что подобное структурирование можно продолжить и дальше. Попробуем? – Да, всяко!

1000-1000-1000-1˄˄˄
Конная Будённого раскинулась в степи
(Н. Асеев)

0100-0100-0100-0100
За белыми туманами, за чёрными урманами
(РСв)

0010-0010-0010
На воздушном океане, без руля и без ветрил˄
(М. Лермонтов)

0001-00010
Под голубыми небесами
(А.С. Пушкин)

Как видите, получили полный набор четырёхдольников, или пэонов от первого до четвёртого. Дальнейшие эксперименты позволят нам получить пяти- и шести-дольники. Ряд экспертов полагает, что этим многообразие исчерпывается в силу причин естественного характера: слов большой длинны не так уж много. Другие эксперты утверждают, что существуют семи- и восьми-дольники. Третьи же считают, что предела не существует (лично я отношусь к третьим – РСв).

На этом сегодняшние эксперименты мы завершим. В заключение, обращу ваше внимание на такой факт: в наших экспериментах с ритмами второго порядка перестала играть роль пауза между словами в строке. Это важно. Почему - увидите в дальнейшем. Строки для примеров подобраны таким образом, чтобы максимально соответствовали структуре ритма.

Домашнее задание: попробуйте подобрать слова так, чтобы они составили фразу, точно отражающую структуру какого-либо пятидольника (надеюсь, вы уже догадались, что таких структур может быть пять). Кстати, пятидольник формы 00100-00100 называется кольцовским размером, Был такой поэт - Алексей Васильевич Кольцов – он разрабатывал этот тип ритмики. Кто шибко смелый – может попробовать и более сложные вещи, правда, для этого надо почитать хотя бы Андреева)))

Рсв - это я - Ратмир Сварожич)))
Метки: Ратмир Сварожич, Учебник поэта

* * *
Поэзия
Отчаянно сложна,
И с этим очень многие боролись,
Крича, что только почвенность нужна,
В виду имея только хлебный колос.

Но иногда, в словесном щебне роясь,
И там, где не восходит ни зерна,
Ее мы обнаруживаем,
То есть
Она везде, и не ее вина,
Что, и в земле и в небе равно кроясь,
Как Эребус, венчая Южный полюс,
Поэзия не ребус, но вольна
Звучать с любого белого пятна,
Как длинная и средняя волна,
И на волне короткой весть и повесть! .
Леонид Мартынов
Subscribe

  • Приближается зима . . .

    Приближается зима... Вероника КрыловаДень холодный ноября . Мрачно, сыро, неуютно. Снег и изморозь с утра. Приближается зима. Меньше всё…

  • Большое счастье . . . тёплый дом .

    иллюстрация из яндекс картинки. Юрий Бессонов . Зима, однако, за окном! Галчонок, вон, сидит взъерошен. А у меня и тёплый дом И…

  • Мы в детстве жили словно в Сказке . . .

    А зимы длились долго - долго... Вероника Крылова Нам сказка детства часто снится , Родного дома теплый свет. Там снег за окнами кружится ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments